Силовые трансформаторы
При тепловизионной съёмке силовых трансформаторов и АТ проверяются:
- вводы;
- баки;
- системы охлаждения (радиаторы, вентиляторы, маслонасосы);
- термосифонные фильтры (ТСФ);
- контактные соединения.
Тепловизионное обследование для силовых трансформаторов и автотрансформаторов является дополнительным видом диагностики к основным методам испытаний. Однако, достаточно легко и точно можно обнаружить следующие дефекты:
- нагревы внутренних контактных соединений обмоток НН с выводами трансформатора;
- места болтового крепления колокола бака;
- определить уровень масла в расширительном баке, выхлопной трубе и во вводах;
- нарушение в работе систем охлаждения (вентиляторов, маслонасосов, циркуляции масла в радиаторах) и регенерации масла (термосифонных фильтров (ТСФ)). При использовании мелкозернистого селикагеля, шламообразования в фильтре, случайном закрытии шибера (задвижки) на трубопроводе фильтра, при работе трансформатора в режиме холостого хода или малой нагрузки трансформатора (менее 50%) циркуляция масла в фильтре будет незначительна или отсутствовать вообще.
Наиболее распространённым дефектом, который может встретиться на практике, является образование воздушных пробок, как в самих вводах трансформатора, так и в баках встроенных трансформаторов тока, образующихся по вине ремонтного персонала при замене вводов, а так же сливе и доливке масла. При осмотре силового трансформатора, необходимо так же обращать внимание на образование аномальных зон нагрева на поверхности бака. Эти и другие возможные дефекты показаны на соответствующих термограммах.
Термограммы дефектов
Нарушение циркуляции |
Нарушение циркуляции |
Повышенный уровень |
Нарушение циркуляции |
Отключены электродвигатели |
Перегрев электродвигателя |
Повышенный уровень |
Нагрев шпильки ввода |
Локальный нагрев в баке |
Разный уровень масла |
Отсутствует циркуляция |
Отсутствует циркуляция |
Отсутствие масла во вводе |
Нарушение циркуляции масла через ТСФ |
Нарушение циркуляции |
Отсутствие масла во вводе |
Конденсаторы связи
При тепловизионном обследовании конденсатора связи (КС), измерив температуру поверхности, можно косвенным способом определить значение tg угла диэлектрических потерь его изоляции т.к именно им определяется нагрев КС. Даже при незначительном увеличении его значения, увеличивается температура нагрева поверхности КС. Конденсаторы связи (КС) являются достаточно надёжными электротехническими аппаратами. За 3,5 года периодических обследований электрооборудования 35-220 кВ, впервые в мае 2002 года, был обнаружен КС-220, из нижнего каскада которого в течение 12 меся- цев вытекло масло. При тепловизионном обследовании, температура верхнего элемента составляла +10,7 С, а нижнего +62,5 С.
Возможные дефекты и причины их возникновения:
- повышенный нагрев колонки конденсатора связи - ухудшение изоляционных характеристик масла (окисление);
- локальный (местный) нагрев на колонке конденсатора связи - пробой одной или нескольких секций пакета;
- Кроме того, дежурному персоналу подстанции при обходах, необходимо обращать внимание на отсутствие (наличие) подтёков масла. Часто встречаются дефекты контактных соединений крепления шлейфов. У однокаскадного конденсатора связи, не имеющего дефекта, более нагретой является верхняя часть, а к нижней - происходит плавное понижение температуры.